Все 4 месяца, что мы находимся в Индии мы мечтали посетить свадьбу, увидеть традиции этого праздника здесь. Но, когда мы были в Похри был «чёрный» месяц для свадеб, в это время назначать свадьбу плохая примета. Это время – декабрь, а с 15 января начинается свадебный сезон. Поэтому, готовясь ко второй поездке в Похри (а точнее в деревню Гуньяла, где у нас осталось много друзей после первой поездки) мы взяли с собой сари, которые купили недавно, а в Ришикеше обзавелись очень красивыми украшениями, без которых на свадьбе, конечно никак нельзя.
И вот в Похри первым делом узнали, когда будет ближайшая свадьба. Оказалось, что первая свадьба очень скоро – через 2 дня. Мы узнали, что жених и невеста живут в 8 км от Похри, но в противоположных сторонах. Праздник отмечается 2 дня. Сначала в деревне жениха, откуда в дом невесты направляется процессия, сопровождаемая музыкантами и друзьями жениха, а затем в деревне невесты, откуда процессия направляется обратно, уже с женой и мужем.
Мы приехали в деревню жениха, и стали спрашивать, в каком доме свадьба. Оказалось, что жених живёт в деревне в 7 км от дороги. Туда ведёт небольшая тропа, а деревня стоит на соседнем склоне. Мы решили идти в деревню жениха, так как процессия придёт к дороге, где будет ждать джип и автобус только в 5 вечера, а было ещё час дня.
Туристов в этих местах нет, а тем более, никогда не видели их в деревнях расположенных вдали от дороги (дома стоят на протяжении всей тропы). Нас постоянно звали в гости (мы к этому, конечно уже привыкли здесь), поили чаем и кормили апельсинами. Почти всю дорогу с нами шла женщина. Она говорила на хинди и большую часть её слов мы не понимали. Наконец, после долгих мучений поняли, что она жена мужчины, у которого мы спрашивали, в каком доме свадьба, и она приглашает нас к себе в гости ночевать. Одно слово, которое мы не понимали, она повторяла постоянно – «барат». Долго мы гадали, что же это означает, оказалось, что так называется свадебная процессия.
Наконец, вдалеке послышались барабаны, и мы увидели на другой стороне склона процессию. Решили подождать их около одного из домов, куда нас пригласили пить чай.
Мы всё гадали, какова будет реакция жениха, когда он нас увидит? Видел ли он когда-нибудь туристов, мог ли он представить, что они придут к нему на свадьбу?
Наконец барат приблизился к нам, и мы увидели музыкантов и жениха, который возглавлял процессию на лошади. Шутки о том, что, увидев нас, он упадёт и раздумает жениться в таких тяжёлых моральных условиях, не оправдались, но удивление и даже непонимание читалось в глазах всех членов процессии. Мы, не говоря ни с кем из сопровождающих жениха, и даже с самим женихом направились следом за баратом.
Когда процессия остановилась около ручья на небольшой отдых, мы попросили жениха разрешения присутствовать на его свадьбе взамен на то, что фото, которые мы сделаем, мы вышлем ему по почте. Жених, конечно, согласился, и мы принялись фотографировать его. Вообще, он старался сохранять невозмутимость и казаться недосягаемым.
Спустившись в посёлок, оказалось, что процессия насчитывает больше 50 человек. Все они с трудом разместились в автобусе, некоторые даже стояли. Солнце садилось уже когда мы сели в автобус, а когда приехали к поселку невесты и вовсе стемнело. Мы и не догадывались, что от автомобильной дороги до дома невесты идти ещё 3 км! И всё это в темноте, по мокрой дороге (весь день шёл дождь) усыпанной камнями и с горы (а вниз, как известно, по мокрым камням идти особенно неприятно). В темноте я вижу очень плохо, а у меня был огромный рюкзак с тёплыми вещам, украшениями, сари и подарком для жениха и невесты (в Похри мы предварительно купили настенные часы и коробку со сладостями).
Один из мужчин взял мой рюкзак и идти стало легче. Другой почти всю дорогу вёл меня за руку. Правда он сам, кажется, видел плохо, потому что постоянно оступался, и чаще я держала его, чем он меня.
Наконец, после долгих мучений (3 км мы шли час) у поворота к дому невесты нас встретили её родственники, которые сразу принялись нас опекать. Во дворе дома горели фонари и всё было украшено мишурой. И здесь нас встретили с радостью и пригласили в дом. В большой комнате 2 пандита (священника) провели над женихом церемонию, помазали через несколько минут появилась невеста. В Индии свадебный наряд невесты – красное сари, красная накидка с золотой мишурой, и огромное кольцо в носу! Именно так и была одета невеста! Она была потрясающе красива! И не из-за красного наряда (который, как мы поняли, сделает прекрасной любую девушку), она была очень красива!
Жених мне тоже понравился, но всё - же он уступал невесте. Молодые видели друг-друга второй раз в жизни. Во время первой встречи они понравились друг – другу и назначили день свадьбы. День свадьбы в Индии назначает пандит. Он вычисляет его по гороскопу. Эта свадьба должна была состояться в 3 часа ночи.
Нас пригласили на кухню, где накормили чапати, далом и тушёными овощами (которые в Индии называются сабджи). К этому подали праздничное угощение, которое нам совершенно не понравилось и мы, как ни старались не смогли съесть его, это – измельчённый рис с жжёным сахаром. Нам сказали, что до 3-х часов ночи ничего интересного не будет, и предложили лечь спать, а потом обещали разбудить на церемонию. Мы согласились, однако проснулись сами, было уже 6 утра, нас никто не будил. Мы не очень расстроились, так как представляли, что это просто религиозная церемония, к тому же мы не смогли бы сделать хороших фотографий, так как в комнате темно.
В 7 утра нас разбудили горячим чаем с молоком (здесь, видимо так принято – будить гостей чаем, так как и в Гуньяле хозяева также будили нас каждое утро). Завтрак был лёгкий – сладости с чаем.
Молодым после бессонной ночи предстояли дальнейшие испытания. Их посадили во дворе, привели молодую корову, принесли воду и молоко. И поливали на хвост коровы вначале воду, а потом молоко. Это означало, что в будущем у молодой семьи не будет проблем с молоком. Затем все жители подносили им конверты с деньгами и клали прах к их ногам. А после молодые посыпали гостям голову цветами.
Всем гостям раздавали конверты с деньгами. В них было 10 рупий - символическая сумма. Но, когда мы открыли свои конверты уже после окончания свадьбы, то обнаружили в них по 50 рупий у каждой. Нам сказали потом, что это знак особого уважения. Накануне нам тоже дали по конверту – в них было по 10 рупий. В итоге, после свадьбы мы стали богаче на 120 рупий. Так можно и зарабатывать в тяжёлые времена.
Вот, наступило время обеда. Во дворе разместились мужчины в круг. Им подносили рис, дал и овощи. Когда мужчины закончили трапезу (все одновременно) наступила очередь женщин. Мы также сели в круг (хотя нас звали обедать на кухню), сняли ботинки. И вдруг, прямо около нас землю окропили коровьим навозом! Осветили. Мы, конечно, стараясь об этом не думать, принялись за трапезу. Пришла и невеста. Она не съела ни ложки и было понятно, что она очень переживает.
В час дня процессия отправилась в обратный путь. Для невесты на наших глазах смастерили люльку, накрыли её розовым шёлком. И принесли невесту. Именно принесли! Мы никогда не слышали, чтобы так плакали, как плакала невеста, когда её сажали в люльку. И барат отправился в обратный путь. Родители невесты тоже плакали, махая вслед дочери, уносимой в люльке, рукой.
Мы, конечно, переживали за девушку, которую женили не по любви, уносили из родного дома, где она прожила 20 лет в неизвестный дом, где будут окружать чужие люди, не будет места, где укрыться от глаз. Нам рассказали, что молодая жена сможет возвращаться в родной дом, и жить там наделю, две недели. Но потом она вновь уедет в дом мужа. И проведёт там всю жизнь. Развод в Индии возможен, но повторный брак уже будет очень сложно организовать. Так что в основном, женитьба на всю жизнь. Мы представляли свою подругу в Москве, вышедшую замуж этим летом, вспоминали её счастливое лицо и нам было так жаль всех индийских женщин, которым приходится выходить замуж не по любви.
Но на дороге, когда процессия остановилась на отдых, девушка вышла из люльки и мы, к радости, увидели, что она больше не плачет. Но жених не подходил к невесте. Они разошлись в разные стороны, и даже не смотрели в сторону друг друга. И действительно – что они могли сказать? Ведь они чужие люди, по сути.
Слёзы невесты поразили нас так сильно, что, приехав в Гуньялу, мы спросили у женщин, неужели все так плачут на своей свадьбе? И все подтвердили, что так и есть! В день своей свадьбы плачет вся Индия.
|