Главная

Жители гор
Свадьба в Индии
Аули - горные лыжи
штат Орисса (побережбе Бенгальского залива)
Орисса (Orissa)

Тиванаку
Коройко - оазис Коки

Гостевая

По вопросам использования информации, фотографий и для общения связывайтесь со мной:

ver-adler@mail.ru

Skype - vera_adler

ICQ 438174801

Монастырь Тикси

После 5-ти дневного отдыха в Лехе мы решили поехать в один из тибетских монастырей, находящихся недалеко от столицы Ладакха.

Конечно, мы поступили логично, выбрав для этого один из самых посещаемых монастырей Ладакха – Тикси. Он находится всего в часе езды от Леха. Проезд к нему на мини-басе стоит 15 рупии и отходит от вокзала в Лехе. Но, одно предупреждение: мини-бас – это не маршрутка, которая меньше автобуса за счёт того, что в неё умещается меньше пассажиров, людей в неё вмещается столько же, просто каждое место здесь меньше стандартного см на 20! Мучиться мне пришлось около 40 мин, потому что и стоять в ней так же неудобно, т.к. и в высоту он меньше см на 50!

Итак, после такой утомительной дороги мы, наконец, приехали в Тикси и поднялись к монастырю.

То, что это самый посещаемый монастырь Леха стало понятно сразу по толпе туристов, садящихся в джипы возле входа. Но мы, надеясь на лучшее, пошли внутрь, ведь это был первый тибетский монастырь, где мы были.

Мы осмотрелись и вошли в храм. Здесь тоже были туристы. Долго стоять в толпе я не смогла и вышла на крыльцо. Здесь сидели монахи и делали мандалу (рисунок на большой доске, который посыпается разноцветным песком в виде причудливых узоров и через 7 дней разрушается).

Ко мне подошёл один из монахов и спросил, откуда я. У нас завязался разговор, и я спросила, как правильно входить в буддистский храм. Монах отвёл нас с Таней в маленькую комнату, где показал те движения с которыми правоверные буддисты обычно заходят в храм.

Мы наблюдали за тем, как монахи делают мандалу, мне очень понравилась атмосфера, царившая в их кругу. Рисовали только 3 монаха, остальные стояли рядом и о чём- то весело разговаривали по-ладахски. Рядом с ними сидела девушка в ладахском народном костюме (длинное чёрное платье) и говорила с ними по-ладахски. Она приехала в Ладакх уже в третий раз и уже очень неплохо знала язык.

монахи делают мандалу Лабзан Жамьян

Монах, показавший нам с Таней, как правильно заходить в храм, позвал меня за собой и показал храм, где обычно, зимой молятся монахи. Обычно он закрыт, но мне он его открыл позволил посидеть на мягких лежаках, помедитировать. Дверь была открыта и через несколько минут тишины и расслабления послышался хохот, и шумя зашла группа туристов из Омска, с которой мы не раз уже сталкивались в Лехе думали с Таней, что вот из-за таких туристов и относятся к русским за границей как к некультурным и готовым «оплатить всё». О таких Задорнов писал много смешных очерков. Они с шумом зашли в зал, сели напротив меня, но понять, что можно расслабиться и сидеть с закрытыми глазами, им было не дано, поэтому они быстро встали и вышли.

Через 20 минут мы опять встретились. Я сидела на крыльце с ламами, и пила чай, которым меня угостили, а наши соотечественники как раз пришли осматривать храм. Они были удивлены, что меня угостили чаем и ждали, что и их угостят. Но им никто не предлагал чая, поэтому я решила угостить их печеньем, которое мы с Таней взяли на обед. Туристы уехали, а ламы пошли в храм, и нас пригласив с собой. Началась молитва.

Время от времени в храм заходили туристы, фотографировали и уходили. Для меня было так странно, что изготовление мандалы - занятие, которое требует такого уединения и спокойствия прерывают, и монахи уже, похоже, смирились с этим. Они не обращали на туристов внимания. После молитвы в храм принесли обед. Нам тоже предложили пообедать и мы с удовольствием разделили их трапезу.

После обеда ламы продолжили делать мандалу. Это очень тонкое занятие, оказалось совсем не такое простое, как кажется. Для этого существуют специальные трубочки, на конце которых есть небольшое отверстие, из которого сыпется тоненькая струйка песка.

Мы пробыли в монастыре до 4-х часов, и как же нам не хотелось уходить... Нас пригласили на церемонию уничтожения маналы через неделю. Очень хотелось увидеть эту церемонию и было мало шансов успеть на неё, так как автобусы из долины Нубра ездят в Лех не каждый день.

И вот, после недельного путешествия мы вернулись и сразу из Леха поехали в Тикси, надеясь переночевать в монастыре, а с утра видеть церемонию с самого начала.

Я боялась… Вдруг монахи, с которыми мы так подружились в прошлый раз нас уже забыли и совсем не будут рады видеть нас, или мы вообще не сможем найти их…

Представлялись картины, что мы придём в темноте, разбудим спящих монахов, и нас положат спать на пол в какой-нибудь келье. На самом деле всё было совсем не так.

При монастыре оказалось есть гостиница. Нас встретил дежурный, показал нам номер. Да… Такого уровня гостиницы мы от монастыря совсем не ожидали! Здесь было всё! Даже полотенца и постельное бельё, что для Индии… уровень. Правда и стоил номер изначально 400 рупий!!! (Примерно 300 р). Для нас это дорого и мы договорились на 250 руппий. Вечером мы сидели на балконе и любовались полной луной!

Утром мы пришли на пуджу.

Перед пуджей принято трубить в горн, созывая таким образом всех в храм. Мы впервые видели эту церемонию – 2 монаха стояли на крыше храма и трубили в огромные тибетские роги – туны! Пуджа началась, и как же мы были рады увидеть тех монахов, с которыми сдружились в прошлый раз.

монахи делают мандалу мандала монахи дуют в туны на крыше монастыря

Тот, который учил нас заходить в храм, вёл пуджу. Его звали, как мы потом узнали Labzan Jamian . Его имя мы запомнили, конечно, не сразу.

Он увидел нас, помахал нам рукой, и мы были счастливы! Мы действительно полюбили этот монастырь и всех его монахов!

Сегодня был праздник! Приехало много туристов, но никто пуджу целиком не смотрел! А она была почти целый день. Одна заканчивалась и через полчаса начиналась другая. В углу храма стояла мандала! Она была великолепна! Не верилось, что такую красоту можно сделать и своими руками уничтожить!

Наконец действие началось! Вначале, во дворе монастыря развели костёр и Главный лама - Labzan Jamian сидел около него в парике и бросал в огонь рис, сено и ещё какие-то странные предметы, а остальные ламы в это время читали мантры.

Потом все перешли в храм, где после молитвы мандала была разобрана и стёрта тряпкой… Монахи подходили и посыпали голову щепоткой этого священного песка. По щепотке дали и нам с Таней и мы тоже посыпали его на голову.

Потом песок был собран в кувшин и все направились к реке, куда его должны были высыпать. Мы шли за монахами и были счастливы, что участвуем в этой церемонии!

Потом мы поднялись со всеми обратно в монастырь, где после небольшой молитвы всё закончилось. Один из монахов дал мне нести после службы из храма фигуру богини Тары, что считается очень почётным, и маленькие ламы по очереди подходили и прикладывались к ней головами. Labzan Jamian пригласил нас к себе в гости. Он, конечно очень устал, ведь 10 часов, почти без перерыва он вёл церемонию, но мы не могли отказаться и пошли к нему в келью, где он угостил нас вкусными лепёшками, которые печёт его сестра, и напоил чаем. Он пригласил нас приехать в Тикси в конце октября, здесь в это время будет фестиваль, к которому готовятся сейчас монахи, шьют огромную танку – икону. Сказал, что мы в любое время можем остановиться у его родственников в селе Тикси и почти бесплатно жить столько, сколько захотим!

монастырь Тикси Я с фигуркой богини Тары

Заметив, что я очень люблю тибетский и ладахский языки (они почти одинаковые!) Labzan Jamian подарил мне англо-ладахский разговорник и я была очень рада этому подарку, так как хотела купить такой в Лехе! Мне было вдвойне приятно, что он подписал его!

Мы переночевали в монастырской гостинице ещё одну ночь, а на следующий день уехали в Лех.

Фестивали в Тикси.

Мы, конечно боялись, что дороги могут закрыть и мы застрянем в Ладакхе, но желание увидеть фестиваль было таким большим, что несмотря ни на что мы остались до конца октября в Ле. И вот, долгожданное событие! Наконуне мы переехали в монастырскую гостиницу, т.к. понимали, что мест во время фестиваля не будет.

долгожданный Лха

На фестиваль приехал Лха, которого мы так хотели увидеть. В первый вечер Labzan Jamian позвал нас на крышу и мы увидели то, что крайне нас взволновало. В свете луны вышел человек, обвешанный белыми шарфами с завязаным ртом и все, даже римпоче, склонились перед ним. А Лха долго трясся в трансе, а потом разбежался и прыгнул на бардюр балкона! И принялся танцевать на нём пить чанг и выливать его в обрыв! Всё это поразило нас по-настоящему! Ведь мы столько слышали про неог и так долго хотели его увидеть, а тут - такое!

охраники фестиваля

Сам фестиваль нам тоже очень понравился! Красочные маски, танцы, ыместные жители, среди которых мы встретили много наших знакомых. Все гости были очень каллоритно одеты, было понятно, что для всех это большой праздник!

Я не могла даже подумать, что туристический монастырь может произвести на меня такое впечатление! Уверена, что это не последний монастырь, который я посещу в своей жизни, но я обязательно вернусь сюда, потому что здесь не просто живут монахи – здесь остались мои друзья!